МБОУ "СОШ № 5"
Ангарск
  • Повышение квалификации

    Повышение квалификации – это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.

    Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.

    Цель и задачи

    Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.

    Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.

    Также обучение проводится для достижения следующих целей:

    • Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;
    • Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.

    Повышение квалификации и законодательные нормы

    Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.

    В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.

    Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.

      Повышение квалификации

      Документы, которые подтверждают прохождение обучения

      Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

      • сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
      • сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

      Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

      • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
      • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
      • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.

      Виды и формы повышения квалификации

      Виды повышения квалификации

      Повышение квалификации подразделяется на три вида:

      • Краткосрочное повышение квалификации;
      • Проведение тематических семинаров;
      • Длительное повышение квалификации.

      Форма обучения сотрудников организации

      В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).

      У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.

      Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.

      Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

      Методы внешнего повышения квалификации

      К методам внешнего повышения квалификации относятся:

      • Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.
      • Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
      • Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
      • Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.
      • Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.
      • Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.
      • Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
      • Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

      Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.

      Методы внутрифирменного повышения квалификации

      К методам обучения на рабочем месте относятся:

      • Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.
      • Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.
      • Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.
      • Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.
      • Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
      • Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.
      • Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.
      • Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.

      Курсы повышения квалификации

      Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

      На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.

      Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

      Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

      Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

      • состав преподавателей;
      • насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
      • стоимость курсов;
      • отзывы тех, кто уже проходил обучение.

      Документы

      Документы не выбраны

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie